Программа начального обучения по пулевой стрельбе из малокалиберного пистолета

Пояснительная записка.

 

Пулевая стрельба,   т.е.    стрельба    из       нарезного крупнокалиберного,    малокалиберного   и   пневматического    спортивного оружия     является     одним     из    самых    популярных    и     массовых видов   спорта.      Стрелковы спорт имеет давнюю историю – соревнования   в   стрельбе   из   винтовок   и   пистолетов   входят   в   программу  Олимпийских   игр,   начиная   с   первых   Игр 1896 года,   а годом позже стали    проводиться   регулярные   чемпионаты   мира   по   стрельбе.

В   отличие   от   большинства  других   видов   спорта   меткая   спортивная

стрельба    является   искусством,    которым     владеть   любой    человек

вне    зависимости   от   его   возраста   и   физических   данных.

Систематическое   занятие   спортивной    стрельбой     вырабатывает

хладнокровие,    настойчивость,    самодисциплину    и    волю   к    победе,

причём   к   победе  над самим  собой.    В  этом  виде  спорта побеждает  тот,

кто   лучше   своих   соперников  контролирует свои действия в стрессовой обстановке соревнования.    Именно поэтому спортивная стрельба  является таким   видом   человеческой деятельности, где действительно нет предела  совершенству.

Стрелковы    спорт    в    России динамично развивается    на   протяжении последних   лет,    растёт   количество   всероссийских  и   региональных соревнований.

Программа   подготовки   спортсменов   на   разных   возрастных  этапах

направлена   на   решение   следующих   задач:

— формирование   стойкого   интереса  и   сознательного   отношения   к

занятиям   физической  культурой,  спортом  вообще и пулевой стрельбой в

частности;

— укрепление   здоровья   и   закаливание   организма   занимающихся;

— обеспечение   разносторонней   физической   подготовки   стрелков-

пулевиков    и   формирования   специальных   качеств,    определяющих

спортивный   рост   и   успехи   в   соревнованиях:   силовой   выносливости,

статической   выносливости,   координированности   движений,   ловкости,   скоростных   способностей,   равновесия,  произвольного   мышечного  расслабления;

— усвоение   мер   безопасности   при   обращении   с   оружием   и   правил

поведения   в   местах   проведения   стрельб,   доведение   выполнения их до

автоматизма;

— изучение   и   освоение   основных   элементов   техники   выполнения

выстрела,  соединение   их   в   единое   действие,   закрепление   навыка   по

выполнению   целостного   выстрела;

— совершенствование   техники   и   тактики   стрельбы   в   избранном   виде

оружия, накопление опыта участия в соревнованиях; формирование умения

на основе анализа  результатов выступлений вносить коррективы в  учебно-

тренировочный процесс, цель которого  достижение   вершин   спортивного

мастерства;

— совершенствование   психических   качеств,   определяющих успешность   овладения   техникой   и   тактикой   пулевой   стрельбы   и  выступлений   стрелков   на   соревнованиях;

— воспитание   черт   характера,   необходимых   стрелку-спортсмену   и

соответствующих  нормам высокой морали, гражданской и спортивной этик;

— изучение   материальной   части   оружия   и   приобретение   навыков,

устранения   неполадок;

— овладение   навыками    инструкторской   и   судейской   практики.

Решение   перечисленных  задач   осуществляется   на   каждом  возрастном

этапе   обучения   и    тренировки,   исходя   из    конкретных    требований,

учитывающих     специализацию    и     квалификацию    обучаемых.

В основу отбора и систематизации материала положены принципы

комплексности,   преемственности   и   вариативности.

Принцип   комплексности   выражен   в   теснейшей   взаимосвязи   всех

сторон   учебно-тренировочного   процесса:   теоретической,   физической,

технической,  тактической и психологической подготовок, педагогического и

медицинского   контролей , восстановительных   мероприятий.

Принцип   преемственности   прослеживается   в   последовательности

изложения  теоретического  материала  по  этапам  обучения, в углублении и

расширении  знаний  по  вопросам  теории  в  соответствии  с  требованиями

возрастающего  мастерства  спортсменов,  в  постепенном,  от  этапа  к  этапу

усложнении  содержания   тренировок,  в  росте   объемов  тренировочных   и

соревновательных нагрузок,  в  единстве задач, средств и методов подготовки

в   соответствии   требованиям   высшего   мастерства.

Принцип   вариативности   дает   определенную   свободу   выбора средств и

методов,  в  определении времени  для  подготовки  спортсменов.   Исходя  из

конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи

тренеры   могут   вносить   свои   коррективы   в   построение   учебно-

тренировочных   циклов,   занятий,   не   нарушая   общих   подходов.

Учебный  материал  программы  представлен  в  разделах,  отражающих

виды  подготовок:  теоретическую,  техническую, физическую, тактическую,

морально-волевую   и   психологическую.

Разделы   программы   взаимосвязаны,   смысловое   содержание   их

направлено на воспитание гармонично развитых людей, готовых к трудовой,

оборонной,   спортивной   и   другим   общественно   полезным   видам

деятельности.   При  необходимости,  исходя из  конкретных обстоятельств,

тренеры   могут   по   своему   усмотрению   вносить   изменения   в   сроки

ознакомления   с отдельными  темами.   Важно,   чтобы   полный   объем

информации   был   изучен   и   усвоен.

В   группах   начальной   подготовки,   даются   необходимые

теоретические  знания и выполняются определенные объемы тренировочных

Нагрузок   с   постепенным   их   увеличением   при   соблюдении   одного  из

основных дидактических  принципов  обучения  «От простого к сложному».

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Теоретическая подготовка количество часов
1 Физическая культура и спорт в России 1
2

Краткий обзор развития и состояния

Пулевой стрельбы в России

1
3 Материальная часть оружия 1
4 Оружие, боеприпасы, снаряжение стрелков 1
5 Меры безопасности при проведении стрельб 4
6 Приёмы и правила стрельбы из пистолета; изготовка стрелка 3
7 Общие основы техники выполнения выстрела 3
8 Основы теории стрельбы 1
9 Гигиена, закаливание, режим и питание стрелков 1
10 Правила, организация и проведение соревнований 1
11 Морально-волевой облик российского спортсмена. Психологическая подготовка 1
ИТОГО: 18
Практическая подготовка
12 Общая физическая подготовка 10
13 Специальная физическая подготовка 10
14 Специальная стрелковая подготовка 30
15 Практическая стрельба 84
16 Контрольные и переводные нормативы 8
17 Инструкторская и судейская практика 4
ИТОГО: 146
Общее количество часов: 164

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Физическая культура и спорт в России.

— усвоение   сведений  о  физической   культуре – части   культуры   общества, важном  средстве укрепления здоровья; о причинах и целях развития пулевой стрельбы  в  СССР и России; о стрелковом спорте в первые годы становления Советского   государства;   о   движениях:   «Готов к труду и обороне», ворошиловские   стрелки;  о  подвигах  стрелков,  снайперов  в  годы Великой Отечественной войны;  о  воспитательном  и  прикладном  значениях пулевой стрельбы;  о  единой  спортивной  классификации,  спортивных  разрядах;

 

 

  1. Краткий обзор развития и состояния пулевой стрельбы в России.

— ознакомление  с  результатами  выступлений  российских  стрелков  на всероссийских  и  международных  соревнованиях;  рекорды России .

 

 

  1. Материальная часть оружия.

— изучение  материальной  части  малокалиберного  пистолета  (всеми)  и

оружия  избранного  вида  стрельбы;

— обязательное  ознакомление  начинающих  всех  групп  с  открытым

прицелом,  усвоение правила прицеливания при выполнении выстрела;

 

 

  1. Оружие, боеприпасы, снаряжение стрелков.

— изучение  устройства  малокалиберного  пистолета  МЦ;

— изучение устройства патронов: бокового огня и центрального боя;

 

 

 

  1. Меры безопасности при проведении стрельб.

— закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах,  на стрельбищах,  закрепление навыков их выполнения;

 

 

  1. Приёмы и правила стрельбы из пистолета; изготовка стрелка.

Для выполнения выстрела стрелок становится боком к мишени под углом (с небольшим разворотом),  так  как  необходимо создать оптимальные условия для  полноценной работы органа зрения и  статической работы  групп  мышц, удерживающих  руку  с  оружием  и  поворот  головы  при  прицеливании.

 

 

 

 

Изучение элементов техники выполнения выстрела из спортивного (стандартного) пистолета по круглой мишени:

изготовка — перед выполнением выстрела:

ноги — ступни на ширине плеч, почти параллельно, колени закреплены с

усилием, ягодичные мышцы в оптимальном напряжении;

туловище – все мышцы, участвующие в удержании системы «стрелок-

оружие», в тонусе (оптимальном напряжении);

голова – недовернута на 10-15 по отношению к линии прицеливания,

это снимает излишнее напряжение мышц шеи, удерживающих голову в

устойчивом положении;

глаза – повернуты на 10-15 в направлении прицеливания, компенсируя

недоворот головы;

левая рука – свободно опущена вниз и закреплена на бедре или за

одежду, мышцы в тонусе (оптимальном напряжении);

правая рука – поднята в сторону мишени, выпрямлена, закреплена в

плечевом, локтевом и лучезапястном суставах;

указательный палец – накладывается на спусковой крючок конечной

(ногтевой) фалангой так, чтобы усилие, необходимое для преодоления

натяжения спуска было направлено вдоль оси канала ствола;

хватка — положение большого, среднего, безымянного пальцев, мизинца; усилия всех пальцев создают и сохраняют равновесие в удержании

пистолета, они направлены в точку, лежащую в плоскости, параллельной оси

канала ствола, стабильность этих усилий; положение указательного пальца,

направление нажима пальца на спусковой крючок не должно нарушать

«ровное» положение мушки в прорези;

прицеливание: «ровное» положение мушки в прорези открытого  прицела обеспечивается совокупностью усилий мышц пальцев,  удерживающих пистолет, и мышц, закрепляющих лучезапястный сустав; удерживание прорези (планки) прицела с «ровной» мушкой под мишенью (в «районе прицеливания») с небольшим просветом, мишень и просвет  воспринимаются менее четко, чем «ровная» мушка в прорези открытого  прицела;

управление спуском – плавный нажим на спусковой крючок вдоль оси

канала ствола, давление усиливается постепенно, без резкого ускорения

движения пальца, автономная работа указательного пальца, не нарушающая

«ровное» положение мушки в прорези;

дыхание — остановка (задержка) дыхания на время, необходимое для

прицеливания и выполнения выстрела;

выполнение выстрела: соединение (координирование) в единое целое

элементов техники выполнения выстрела.

 

 

 

  1. Общие основы техники выполнения выстрела.

Условия, обеспечивающие формирование правильного навыка управления спуском — основного элемента техники выполнения выстрела:

— понятное объяснение — рассказ о том, каким и почему должен быть выжим спуска,  показ тренером-преподавателем плавного движения указательного пальца,  постепенно  усиливающего  давление  на  спусковой  крючок;

— многократное выполнение «выстрела» без патрона, повторение нажима

на спусковой крючок с визуальным контролем за движением пальца тренера,

попарно друг друга, самого стрелка и запоминанием ощущения давления на

спуск,  использование по возможности наглядных приспособлений;

— подгонка формы рукоятки для обеспечения удобного обхвата кистью и

расстояния от рукоятки до спускового крючка для естественного положения

указательного пальца на нем; особенно это важно для небольшой детской

руки (кисти).

Типовые ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой крючок:

— реализация («подлавливание») благоприятного момента для нажима на

спусковой  крючок;

— «ожидание» выстрела и неизбежное в таких случаях включение других

мышечных  групп  («встреча» выстрела);

— затягивание  (передержка)  выстрела – чрезмерно  осторожный,

медленный нажим  на  спусковой  крючок, из-за  чего  снижается  острота зрения, увеличивается колебание оружия (мушки) под мишенью, не хватает дыхания; при такой ситуации начинающий стрелок стремится поскорее сделать выстрел, освободиться от трудной для него на данном этапе работы и очень часто делает еще одну очень вредную ошибку – «дергание»; задача тренера — вовремя помочь спортсмену, обратив его внимание на недопустимость затягивания выстрела.

Эти и другие ошибки, выраженные не столь очевидно, сопровождают

стрелка на всем его пути спортивного совершенствования. Для того чтобы по

возможности не допустить появление ошибок и закрепления их в навык,

необходимо на начальном этапе обучения не форсировать спортивный рост

юных стрелков. Используя методики последовательного неспешного

разучивания и освоения элементов техники выстрела и выполняя его на

начальном этапе в «районе колебаний», нужно обретать и совершенствовать

устойчивость системы «стрелок-оружие».

 

 

  1. Основы теории стрельбы.

— общее  ознакомление  с  понятиями:  «район колебаний», «ожидание»  и

«встреча» выстрела, сохранение  «рабочего состояния»  при  выполнении

выстрела; понимание сути этих явлений и овладение  умением  выполнять

выстрел в  «районе колебаний»,  не «ожидая» и  не «встречая» его,  сохраняя

«рабочее состояние» при подготовке, во время и после выполнения выстрела;

 

 

  1. Гигиена, закаливание, режим и питание стрелков.

— усвоение общих сведений о гигиене одежды и обуви, жилищ, мест

занятий   спортом;   об  общем  уходе  за  телом,  о  гигиене сна;    о гигиеническом  значении   водных  процедур  (умывание, душ, баня, купание);  естественных факторах природы:  воздух,  солнце, вода; о режиме  питания;  периодическое  напоминание  о  пагубном действии вредных  привычек  (курение,  алкоголь,  наркотики)  и  отрицательном влиянии   длительного   пребывания   перед   экраном   телевизора;

 

 

  1. Правила, организация и проведение соревнований.

Знание правил соревнований – одно из основных требований, предъявляемых к стрелкам, участвующим в соревнованиях любого уровня.

Статья 5.1.1. действующих Правил соревнований по пулевой стрельбе гласит: «Все участники соревнований, т.е. стрелки, руководители и тренеры

обязаны знать Правила соревнований и строго соблюдать их требования».

 

 

  1. Морально-волевой облик российского спортсмена. Психологическая подготовка.

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных

сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности,

ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки,

самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к

членам коллектива, стремления придти на помощь окружающим.

Волевая  подготовка – необходимая  часть  физической,  технической,

тактической   и  теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте.

Основные задачи психологической подготовки – формирование

интереса  и  любви  к  пулевой  стрельбе,  готовности  к  тренировочной  и

соревновательной   деятельности,   требующей   волевых   усилий   для преодоления  внешних  и  внутренних  препятствий,   совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

 

 

  1. Общая физическая подготовка.

— укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков;

— обеспечение  разносторонней  физической  подготовленности;

 

 

 

  1. Специальная физическая подготовка.

 

— формирование специальных качеств, определяющих  успехи  в  пулевой

стрельбе: силовой выносливости, статической выносливости, равновесия,

координирования  движений,  ловкости;

 

 

 

  1. Специальная стрелковая подготовка.

Достижения   спортсмена   в   основном   определяются   уровнем  его

технической   подготовленности.    Важнейшая  (главенствующая)  задача

спортсмена – под руководством тренера овладеть безупречно выполняемой

техникой  отдельного  выстрела.   Общий  результат  выступления  стрелка-

пулевика на соревнованиях в избранном упражнении зависит от того, сколь

точны  его  действия  по выполнению  каждого  выстрела.

 

 

 

  1. Практическая стрельба.

— тренировка в стрельбе по белому экрану;

— тренировка в стрельбе по мишени на кучность;

— тренировка в стрельбе на кучность и совмещение СТП (средней точки попадания);

— тренировка в стрельбе на результат.

 

 

 

  1. Контрольные и переводные нормативы.

Соревнования   различного   ранга   являются   обязательной   частью   всей

системы  подготовки.   Исходя   из   различной   значимости   результатов выступлений на соревнованиях и степени их воздействия на психическую и двигательную   сферы   спортсмена,   целесообразно   определять   ранг соревнований по значимости, месту в годичном тренировочном процессе, уровню   квалификации   участников   и   соответственно   планировать

учебно-тренировочный процесс. Это позволит оптимизировать достижение и

поддержание спортивной формы, избежать психологических травм, ускорит

психо-эмоциональное  восстановление   после   соревнований.

 

 

 

             17.Инструкторская и судейская практика.

— участие в работе бригады по подготовке мишеней к соревнованиям;

работа в качестве показчика, контролера; ознакомление с обязанностями судьи  линии  мишеней,  линии  огня,  выполнение  этих  обязанностей  на соревнованиях в качестве судьи-стажера.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М.Вайнштейн. – М., 1981.
  2. Донской Д.Д. Биомеханика / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. – М., 1979.
  3. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка – спортсмена / М.Я. Жилина. – М., 1986.
  4. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка – спортсмена / М.А. Иткис. – М ., 1982.
  5. Кинль В.А. Пулевая стрельба / В.А. Кинль. – М., 1989.
  6. Мавродин В.В. Из истории отечественного оружия / В.В.Мавродин. – Л., 1984.
  7. Михайлов Л.Е. Спортивное оружие / Л.Е. Михайлов, И.Е. Семеновых. – Ижевск, 1981.
  8. Насонова А.А. Пулевая стрельба / А.А. Насонова. – М.: Советский спорт, 2005.
  9. Поляков М.И. Стрельба влет / М.И. Поляков. – М.: Изд-во Грант-Фаир, 2011.
  10. Потапов, А.А. Тактическая стрельба / А.А. Потапов. – М.: Изд-во Грант-Фаир, 2011.
  11. А.Д.Дворкин «Стрельба из пневматических винтовок».
  12. Сборник руководящих документов по стрелковому спорту.
  13. Правила соревнований по пулевой стрельбе.
  14. ДО г. Москвы ЦВП и ГВ методические материалы и нормативные документы «Основы подготовки к военной службе».
  15. ДО г. Москвы ЦВП и ГВ «Методические рекомендации по организации учета, хранения и выдачи оружия и боеприпасов».
  16. Военная академия имени Ф.Э.Дзержинского методические рекомендации «Организация и проведение занятий по огневой подготовке из стрелкового оружия».
  17. Материалы семинара «Методика обучения точному выстрелу, в том числе в сложных условиях».
  18. Опыт ГОУ СЗОУО г. Москвы по оборудованию тиров для стрельбы из пневматической винтовки, организации и работе кружков.
  19. А.С.Кузнецов программа кружка «Стрелковые кружки».