Пояснительная записка.
Пулевая стрельба, т.е. стрельба из нарезного крупнокалиберного, малокалиберного и пневматического спортивного оружия является одним из самых популярных и массовых видов спорта. Стрелковы спорт имеет давнюю историю – соревнования в стрельбе из винтовок и пистолетов входят в программу Олимпийских игр, начиная с первых Игр 1896 года, а годом позже стали проводиться регулярные чемпионаты мира по стрельбе.
В отличие от большинства других видов спорта меткая спортивная
стрельба является искусством, которым владеть любой человек
вне зависимости от его возраста и физических данных.
Систематическое занятие спортивной стрельбой вырабатывает
хладнокровие, настойчивость, самодисциплину и волю к победе,
причём к победе над самим собой. В этом виде спорта побеждает тот,
кто лучше своих соперников контролирует свои действия в стрессовой обстановке соревнования. Именно поэтому спортивная стрельба является таким видом человеческой деятельности, где действительно нет предела совершенству.
Стрелковы спорт в России динамично развивается на протяжении последних лет, растёт количество всероссийских и региональных соревнований.
Программа подготовки спортсменов на разных возрастных этапах
направлена на решение следующих задач:
— формирование стойкого интереса и сознательного отношения к
занятиям физической культурой, спортом вообще и пулевой стрельбой в
частности;
— укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
— обеспечение разносторонней физической подготовки стрелков-
пулевиков и формирования специальных качеств, определяющих
спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости,
статической выносливости, координированности движений, ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления;
— усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил
поведения в местах проведения стрельб, доведение выполнения их до
автоматизма;
— изучение и освоение основных элементов техники выполнения
выстрела, соединение их в единое действие, закрепление навыка по
выполнению целостного выстрела;
— совершенствование техники и тактики стрельбы в избранном виде
оружия, накопление опыта участия в соревнованиях; формирование умения
на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-
тренировочный процесс, цель которого достижение вершин спортивного
мастерства;
— совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой пулевой стрельбы и выступлений стрелков на соревнованиях;
— воспитание черт характера, необходимых стрелку-спортсмену и
соответствующих нормам высокой морали, гражданской и спортивной этик;
— изучение материальной части оружия и приобретение навыков,
устранения неполадок;
— овладение навыками инструкторской и судейской практики.
Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном
этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований,
учитывающих специализацию и квалификацию обучаемых.
В основу отбора и систематизации материала положены принципы
комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех
сторон учебно-тренировочного процесса: теоретической, физической,
технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и
медицинского контролей , восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности
изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и
расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями
возрастающего мастерства спортсменов, в постепенном, от этапа к этапу
усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки
в соответствии требованиям высшего мастерства.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и
методов, в определении времени для подготовки спортсменов. Исходя из
конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи
тренеры могут вносить свои коррективы в построение учебно-
тренировочных циклов, занятий, не нарушая общих подходов.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих
виды подготовок: теоретическую, техническую, физическую, тактическую,
морально-волевую и психологическую.
Разделы программы взаимосвязаны, смысловое содержание их
направлено на воспитание гармонично развитых людей, готовых к трудовой,
оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам
деятельности. При необходимости, исходя из конкретных обстоятельств,
тренеры могут по своему усмотрению вносить изменения в сроки
ознакомления с отдельными темами. Важно, чтобы полный объем
информации был изучен и усвоен.
В группах начальной подготовки, даются необходимые
теоретические знания и выполняются определенные объемы тренировочных
Нагрузок с постепенным их увеличением при соблюдении одного из
основных дидактических принципов обучения «От простого к сложному».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Теоретическая подготовка | количество часов |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 |
2 |
Краткий обзор развития и состояния Пулевой стрельбы в России |
1 |
3 | Материальная часть оружия | 1 |
4 | Оружие, боеприпасы, снаряжение стрелков | 1 |
5 | Меры безопасности при проведении стрельб | 4 |
6 | Приёмы и правила стрельбы из пистолета; изготовка стрелка | 3 |
7 | Общие основы техники выполнения выстрела | 3 |
8 | Основы теории стрельбы | 1 |
9 | Гигиена, закаливание, режим и питание стрелков | 1 |
10 | Правила, организация и проведение соревнований | 1 |
11 | Морально-волевой облик российского спортсмена. Психологическая подготовка | 1 |
ИТОГО: | 18 | |
Практическая подготовка | ||
12 | Общая физическая подготовка | 10 |
13 | Специальная физическая подготовка | 10 |
14 | Специальная стрелковая подготовка | 30 |
15 | Практическая стрельба | 84 |
16 | Контрольные и переводные нормативы | 8 |
17 | Инструкторская и судейская практика | 4 |
ИТОГО: | 146 | |
Общее количество часов: | 164 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Физическая культура и спорт в России.
— усвоение сведений о физической культуре – части культуры общества, важном средстве укрепления здоровья; о причинах и целях развития пулевой стрельбы в СССР и России; о стрелковом спорте в первые годы становления Советского государства; о движениях: «Готов к труду и обороне», ворошиловские стрелки; о подвигах стрелков, снайперов в годы Великой Отечественной войны; о воспитательном и прикладном значениях пулевой стрельбы; о единой спортивной классификации, спортивных разрядах;
- Краткий обзор развития и состояния пулевой стрельбы в России.
— ознакомление с результатами выступлений российских стрелков на всероссийских и международных соревнованиях; рекорды России .
- Материальная часть оружия.
— изучение материальной части малокалиберного пистолета (всеми) и
оружия избранного вида стрельбы;
— обязательное ознакомление начинающих всех групп с открытым
прицелом, усвоение правила прицеливания при выполнении выстрела;
- Оружие, боеприпасы, снаряжение стрелков.
— изучение устройства малокалиберного пистолета МЦ;
— изучение устройства патронов: бокового огня и центрального боя;
- Меры безопасности при проведении стрельб.
— закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах, на стрельбищах, закрепление навыков их выполнения;
- Приёмы и правила стрельбы из пистолета; изготовка стрелка.
Для выполнения выстрела стрелок становится боком к мишени под углом (с небольшим разворотом), так как необходимо создать оптимальные условия для полноценной работы органа зрения и статической работы групп мышц, удерживающих руку с оружием и поворот головы при прицеливании.
Изучение элементов техники выполнения выстрела из спортивного (стандартного) пистолета по круглой мишени:
— изготовка — перед выполнением выстрела:
— ноги — ступни на ширине плеч, почти параллельно, колени закреплены с
усилием, ягодичные мышцы в оптимальном напряжении;
— туловище – все мышцы, участвующие в удержании системы «стрелок-
оружие», в тонусе (оптимальном напряжении);
— голова – недовернута на 10-15 по отношению к линии прицеливания,
это снимает излишнее напряжение мышц шеи, удерживающих голову в
устойчивом положении;
— глаза – повернуты на 10-15 в направлении прицеливания, компенсируя
недоворот головы;
— левая рука – свободно опущена вниз и закреплена на бедре или за
одежду, мышцы в тонусе (оптимальном напряжении);
— правая рука – поднята в сторону мишени, выпрямлена, закреплена в
плечевом, локтевом и лучезапястном суставах;
— указательный палец – накладывается на спусковой крючок конечной
(ногтевой) фалангой так, чтобы усилие, необходимое для преодоления
натяжения спуска было направлено вдоль оси канала ствола;
— хватка — положение большого, среднего, безымянного пальцев, мизинца; усилия всех пальцев создают и сохраняют равновесие в удержании
пистолета, они направлены в точку, лежащую в плоскости, параллельной оси
канала ствола, стабильность этих усилий; положение указательного пальца,
направление нажима пальца на спусковой крючок не должно нарушать
«ровное» положение мушки в прорези;
—прицеливание: «ровное» положение мушки в прорези открытого прицела обеспечивается совокупностью усилий мышц пальцев, удерживающих пистолет, и мышц, закрепляющих лучезапястный сустав; удерживание прорези (планки) прицела с «ровной» мушкой под мишенью (в «районе прицеливания») с небольшим просветом, мишень и просвет воспринимаются менее четко, чем «ровная» мушка в прорези открытого прицела;
— управление спуском – плавный нажим на спусковой крючок вдоль оси
канала ствола, давление усиливается постепенно, без резкого ускорения
движения пальца, автономная работа указательного пальца, не нарушающая
«ровное» положение мушки в прорези;
— дыхание — остановка (задержка) дыхания на время, необходимое для
прицеливания и выполнения выстрела;
— выполнение выстрела: соединение (координирование) в единое целое
элементов техники выполнения выстрела.
- Общие основы техники выполнения выстрела.
Условия, обеспечивающие формирование правильного навыка управления спуском — основного элемента техники выполнения выстрела:
— понятное объяснение — рассказ о том, каким и почему должен быть выжим спуска, показ тренером-преподавателем плавного движения указательного пальца, постепенно усиливающего давление на спусковой крючок;
— многократное выполнение «выстрела» без патрона, повторение нажима
на спусковой крючок с визуальным контролем за движением пальца тренера,
попарно друг друга, самого стрелка и запоминанием ощущения давления на
спуск, использование по возможности наглядных приспособлений;
— подгонка формы рукоятки для обеспечения удобного обхвата кистью и
расстояния от рукоятки до спускового крючка для естественного положения
указательного пальца на нем; особенно это важно для небольшой детской
руки (кисти).
Типовые ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой крючок:
— реализация («подлавливание») благоприятного момента для нажима на
спусковой крючок;
— «ожидание» выстрела и неизбежное в таких случаях включение других
мышечных групп («встреча» выстрела);
— затягивание (передержка) выстрела – чрезмерно осторожный,
медленный нажим на спусковой крючок, из-за чего снижается острота зрения, увеличивается колебание оружия (мушки) под мишенью, не хватает дыхания; при такой ситуации начинающий стрелок стремится поскорее сделать выстрел, освободиться от трудной для него на данном этапе работы и очень часто делает еще одну очень вредную ошибку – «дергание»; задача тренера — вовремя помочь спортсмену, обратив его внимание на недопустимость затягивания выстрела.
Эти и другие ошибки, выраженные не столь очевидно, сопровождают
стрелка на всем его пути спортивного совершенствования. Для того чтобы по
возможности не допустить появление ошибок и закрепления их в навык,
необходимо на начальном этапе обучения не форсировать спортивный рост
юных стрелков. Используя методики последовательного неспешного
разучивания и освоения элементов техники выстрела и выполняя его на
начальном этапе в «районе колебаний», нужно обретать и совершенствовать
устойчивость системы «стрелок-оружие».
- Основы теории стрельбы.
— общее ознакомление с понятиями: «район колебаний», «ожидание» и
«встреча» выстрела, сохранение «рабочего состояния» при выполнении
выстрела; понимание сути этих явлений и овладение умением выполнять
выстрел в «районе колебаний», не «ожидая» и не «встречая» его, сохраняя
«рабочее состояние» при подготовке, во время и после выполнения выстрела;
- Гигиена, закаливание, режим и питание стрелков.
— усвоение общих сведений о гигиене одежды и обуви, жилищ, мест
занятий спортом; об общем уходе за телом, о гигиене сна; о гигиеническом значении водных процедур (умывание, душ, баня, купание); естественных факторах природы: воздух, солнце, вода; о режиме питания; периодическое напоминание о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отрицательном влиянии длительного пребывания перед экраном телевизора;
- Правила, организация и проведение соревнований.
Знание правил соревнований – одно из основных требований, предъявляемых к стрелкам, участвующим в соревнованиях любого уровня.
Статья 5.1.1. действующих Правил соревнований по пулевой стрельбе гласит: «Все участники соревнований, т.е. стрелки, руководители и тренеры
обязаны знать Правила соревнований и строго соблюдать их требования».
- Морально-волевой облик российского спортсмена. Психологическая подготовка.
Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных
сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности,
ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки,
самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к
членам коллектива, стремления придти на помощь окружающим.
Волевая подготовка – необходимая часть физической, технической,
тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте.
Основные задачи психологической подготовки – формирование
интереса и любви к пулевой стрельбе, готовности к тренировочной и
соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
- Общая физическая подготовка.
— укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков;
— обеспечение разносторонней физической подготовленности;
- Специальная физическая подготовка.
— формирование специальных качеств, определяющих успехи в пулевой
стрельбе: силовой выносливости, статической выносливости, равновесия,
координирования движений, ловкости;
- Специальная стрелковая подготовка.
Достижения спортсмена в основном определяются уровнем его
технической подготовленности. Важнейшая (главенствующая) задача
спортсмена – под руководством тренера овладеть безупречно выполняемой
техникой отдельного выстрела. Общий результат выступления стрелка-
пулевика на соревнованиях в избранном упражнении зависит от того, сколь
точны его действия по выполнению каждого выстрела.
- Практическая стрельба.
— тренировка в стрельбе по белому экрану;
— тренировка в стрельбе по мишени на кучность;
— тренировка в стрельбе на кучность и совмещение СТП (средней точки попадания);
— тренировка в стрельбе на результат.
- Контрольные и переводные нормативы.
Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей
системы подготовки. Исходя из различной значимости результатов выступлений на соревнованиях и степени их воздействия на психическую и двигательную сферы спортсмена, целесообразно определять ранг соревнований по значимости, месту в годичном тренировочном процессе, уровню квалификации участников и соответственно планировать
учебно-тренировочный процесс. Это позволит оптимизировать достижение и
поддержание спортивной формы, избежать психологических травм, ускорит
психо-эмоциональное восстановление после соревнований.
17.Инструкторская и судейская практика.
— участие в работе бригады по подготовке мишеней к соревнованиям;
работа в качестве показчика, контролера; ознакомление с обязанностями судьи линии мишеней, линии огня, выполнение этих обязанностей на соревнованиях в качестве судьи-стажера.
ЛИТЕРАТУРА
- Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М.Вайнштейн. – М., 1981.
- Донской Д.Д. Биомеханика / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. – М., 1979.
- Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка – спортсмена / М.Я. Жилина. – М., 1986.
- Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка – спортсмена / М.А. Иткис. – М ., 1982.
- Кинль В.А. Пулевая стрельба / В.А. Кинль. – М., 1989.
- Мавродин В.В. Из истории отечественного оружия / В.В.Мавродин. – Л., 1984.
- Михайлов Л.Е. Спортивное оружие / Л.Е. Михайлов, И.Е. Семеновых. – Ижевск, 1981.
- Насонова А.А. Пулевая стрельба / А.А. Насонова. – М.: Советский спорт, 2005.
- Поляков М.И. Стрельба влет / М.И. Поляков. – М.: Изд-во Грант-Фаир, 2011.
- Потапов, А.А. Тактическая стрельба / А.А. Потапов. – М.: Изд-во Грант-Фаир, 2011.
- А.Д.Дворкин «Стрельба из пневматических винтовок».
- Сборник руководящих документов по стрелковому спорту.
- Правила соревнований по пулевой стрельбе.
- ДО г. Москвы ЦВП и ГВ методические материалы и нормативные документы «Основы подготовки к военной службе».
- ДО г. Москвы ЦВП и ГВ «Методические рекомендации по организации учета, хранения и выдачи оружия и боеприпасов».
- Военная академия имени Ф.Э.Дзержинского методические рекомендации «Организация и проведение занятий по огневой подготовке из стрелкового оружия».
- Материалы семинара «Методика обучения точному выстрелу, в том числе в сложных условиях».
- Опыт ГОУ СЗОУО г. Москвы по оборудованию тиров для стрельбы из пневматической винтовки, организации и работе кружков.
- А.С.Кузнецов программа кружка «Стрелковые кружки».